Путь к сердцу кандидатов лежит через Рейтинг работодателей hh.ru: открыли регистрацию

Открыта регистрация на участие в Рейтинге работодателей hh.ru. В него может попасть любая компания численностью от 100 сотрудников и более. Рассказываем, что привлекает сотни тысяч кандидатов отдавать голоса за финалистов и как с помощью результатов Рейтинга решить задачи по подбору, развитию бренда работодателя и корпоративной культуры в компании.
Ирина Жильникова
Ирина Жильникова
автор статей

На протяжении 13 лет hh.ru регулярно делится с рынком результатами Рейтинга работодателей России. В прошлом году финалистами стали 1082 компании из 24 отраслей. География проекта обширна — в списке лучших можно увидеть работодателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Липецка, Красноярска, Твери и многих других городов.

Путь к сердцу кандидатов лежит через Рейтинг работодателей hh.ru: открыли регистрацию

Быть финалистом Рейтинга — не просто занять строчку с указанием места, а получить возможность контакта с целевой аудиторией соискателей, выйти на новый уровень развития HR-функции и оценки важных HR-метрик. Многие компании участвуют в Рейтинге ежегодно. И кстати, рекомендуют делать то же самое остальным.

Путь к сердцу кандидатов лежит через Рейтинг работодателей hh.ru: открыли регистрацию

По результатам Рейтинга можно выстраивать и корректировать HR-стратегию компании и формировать план мероприятий на весь год. Речь идёт о комплексном решении HR-задач и ответах на актуальные вызовы.

❓ Проблема: дефицит кадров — усиление конкуренции за кандидатов.

✅ Решение: повышение привлекательности компании среди кандидатов.

О патовой ситуации на рынке труда сегодня говорят на самом высоком уровне. Любой HR-специалист, который размещает вакансию на hh.ru или на любом другом сайте по поиску сотрудников, регулярно сталкивается с дефицитом, безразличием и отказами кандидатов. Фильм ужасов HR-департамента наяву.

Путь к сердцу кандидатов лежит через Рейтинг работодателей hh.ru: открыли регистрациюСитуация на рынке труда складывается не в пользу работодателей. Компании из разных отраслей фактически конкурируют за одних и тех же людей на рынке труда. Во многих сферах эта конкуренция зашкаливает. Достаточно обратиться к аналитике и посмотреть на hh.индекс* — соотношение активных резюме и вакансий. К сожалению, мы находимся в фазе острого дефицита. Это картина сложного подбора. Растёт и срок закрытия вакансий: вне зависимости от размера, компании стали нанимать в полтора раза медленнее. Рынок становится более жёстким, но компании, которые участвуют в Рейтинге, получают дополнительное конкурентное преимущество за счёт той самой открытости и заметности для кандидатов.
Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru, идеолог и методолог Рейтинга работодателей России

По результатам опроса работодателей, которые участвовали в Рейтинге 2022 года, 68% вошли в проект, чтобы определить уровень привлекательности бренда среди соискателей. Логика проста: чем выше конкуренция за кандидатов, тем внимательнее и щепетильнее люди относятся к выбору будущего работодателя. Ещё половина опрошенных компаний хотели узнать своё место относительно конкурентов на рынке труда.

Всё это конкретные, измеримые показатели в рамках Рейтинга. А главное — это честное сравнение: корпорации соревнуются с корпорациями, а малый бизнес — с равными себе, именно поэтому все компании-участницы делятся на четыре категории в зависимости от численности сотрудников:

  • Небольшие компании — от 100 до 250 человек.
  • Средние компании — от 251 до 1000 человек.
  • Крупные компании — от 1001 до 5000 человек.
  • Крупнейшие компании — от 5001 человека.

Помимо общего Рейтинга, есть субрейтинги, которые составляются на основе ответов трёх сторон рынка труда. И здесь у работодателей тоже есть чем помериться, а значит — улучшить результаты в будущем:

  • Самые высокоразвитые HR-процессы.
  • Самые лояльные сотрудники.
  • Самые популярные у соискателей.

Для понимания, как устроен Рейтинг, можно заглянуть в результаты прошлого года. Кстати, это одна из самых посещаемых страниц среди соискателей со всей страны. Миллионы кандидатов ищут данные о потенциальных работодателях в интернете и строчка в Рейтинге для них — один из весомых плюсов в пользу конкретной компании.

Узнать о том, что работодатель стал финалистом, соискатели могут не только на сайте Рейтинга. Страницы компаний-финалистов на hh.ru отмечены специальным значком. Поскольку Рейтинг проводится не один год, соискатели уже узнают эту маркировку и доверяют ей. Как результат — повышенное внимание к компании со стороны кандидатов.

❓ Проблема: увеличение стоимости подбора персонала.

✅ Решение: фокус на удержание сотрудников, развитие корпоративной культуры.

Помимо оценки уровня привлекательности среди соискателей, а также бенчмарка по рынку, каждый второй участник Рейтинга по его результатам определяет эффективность работы с брендом работодателя, с программами привлечения, развития и удержания сотрудников, а также результативность работы всей HR-функции в целом. Звучит неплохо, правда?

Путь к сердцу кандидатов лежит через Рейтинг работодателей hh.ru: открыли регистрациюМногие в целом используют Рейтинг как одну из метрик эффективности работы с брендом работодателя. Это хороший инструмент для такой оценки. Например, в HR-анкете есть такой параметр, как оценка работы HR-функции. Для многих участников Рейтинга это обратная связь от HR-команды, независимое сравнение с рынком, а значит, у компании появляется возможность оценить собственную работу.
Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru, идеолог и методолог Рейтинга работодателей России

Это интересная история, учитывая, что всё больше компаний осознанно подходят к вопросу благополучия сотрудников. Счастливые люди работают эффективнее — это подтверждают данные многих исследований hh.ru. Но как понять, что люди действительно счастливы и не готовы уйти к конкурентам? Измерить уровень вовлечённости и посмотреть, какие показатели у других компаний по отраслям и по численности. А дальше — работать над развитием HR-программ, нацеленных на всестороннюю поддержку сотрудников.

❓ Проблема: недостаточно данных для HR-аналитики.

✅ Решение: анализ трёх сторон рынка труда: сотрудников, соискателей, HR-функции.

Камнем преткновения для многих HR-специалистов при работе с HR-аналитикой становится нехватка ресурсов. Нет данных. Нет времени. Нет рабочих рук. С помощью команды Рейтинга работодателей России можно получить данные для дальнейшей работы. Всем участникам без исключения доступна основная информация:

  • итоговый балл в Рейтинге в своей категории численности персонала;
  • показатель лояльности сотрудников (на основании опроса);
  • показатель популярности среди соискателей (на основании опроса);
  • показатель уровня развития HR-процессов (данные автоматизированного HR-анкетирования).
Путь к сердцу кандидатов лежит через Рейтинг работодателей hh.ru: открыли регистрацию

Аналитика может стать отправной точкой для оценки качества работы с персоналом. Компании, которые участвуют в Рейтинге ежегодно, могут следить за показателями в динамике и соревноваться с самими собой, улучшая статистику от года к году, или с конкурентами. Фокус у каждого свой.

Кроме того, у участников Рейтинга есть возможность приобрести расширенные отчёты, где есть сравнение с рыночными показателями или даже с конкурентами. Например, HR-бенчмаркинг позволяет лучше понять тренды, уровень развития систем и процессов компании на фоне других участников рынка. А исследование лояльности сотрудников даёт представление о том, насколько для компании критичны риски, связанные с уходом сотрудников. Это возможность заглянуть за горизонт и, возможно, предотвратить катастрофу. Плюс посмотреть, как обстоят дела у конкурентов.

HR-аналитика поможет принимать более точные и взвешенные HR-решения, основываясь на данных, и говорить с бизнесом на одном языке — цифр и фактов. Так, для 16% компаний-участниц место в Рейтинге — ключевой бизнес-показатель, который они мониторят регулярно наравне с другими KPI.

❓ Проблема: недостаточное количество внешних и внутренних PR-активностей.

✅ Решение: использование инфоповода федерального уровня для продвижения компании на рынке труда.

У Рейтинга работодателей России hh.ru одна из самых сильных PR-кампаний. Работодатели, которые попадают в список финалистов, могут рассчитывать на большие охваты аудитории как в федеральных, так и в региональных СМИ. Итоги Рейтинга ежегодно публикуются в специальном выпуске РБК+, целиком посвящённом рынку труда. Затем эту тему подхватывают другие СМИ: телевидение, радио, печатные и интернет-издания от социально-общественных до деловых. Компании — финалисты Рейтинга из регионов становятся главными героями местных медиа, поскольку жителей всегда интересует тема рынка труда.

Это отличная возможность громко заявить о бренде работодателя и рассказать о лучших практиках в компании, направленных на поддержку и развитие сотрудников. Именно поэтому финалисты нередко разрабатывают собственные PR-кампании — рассылают пресс-релизы, упоминают об участии в Рейтинге в своих соцсетях и каналах коммуникации с сотрудниками и кандидатами, подают это как инфоповод в локальные СМИ. Что особенно важно во всей этой PR-истории — правильное позиционирование.

Путь к сердцу кандидатов лежит через Рейтинг работодателей hh.ru: открыли регистрациюВажно то, как вы интерпретируете результаты: компания может занять 99-е место в общем Рейтинге, но оказаться лучшей в отрасли, в регионе или в одном из субрейтингов. Например, продемонстрировать хорошо выстроенные HR-процессы — это значимое достижение и конкурентное преимущество, которое важно грамотно использовать в борьбе за кандидатов. Любой результат можно превратить в отличный инфоповод.
Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru, идеолог и методолог Рейтинга работодателей России

Как изменился Рейтинг работодателей в 2023 году

Надеемся, вы уже подали заявку, чтобы успеть подготовиться ко всем этапам. Тем более что сроки проведения онлайн-опроса среди сотрудников компании и HR-анкетирования немного сократились. Всю работу нужно провести с 1 июня до 25 сентября включительно. Но не стоит переживать из-за сжатых сроков — времени достаточно, а ответы на самые важные вопросы собраны в одном месте.

В октябре традиционно стартует опрос соискателей. Его проводят аналитики hh.ru, а значит — организаторы берут на себя всю ответственность за достоверность данных и полностью исключают накрутку голосов и любые фальсификации.

С ноября по январь время подведения итогов Рейтинга работодателей России. В феврале компании-финалисты получают любовь и признание широкой общественности. Весь путь от старта к финалу пройдёт за 9 месяцев.

Путь к сердцу кандидатов лежит через Рейтинг работодателей hh.ru: открыли регистрацию

Помимо сроков, есть ещё изменения, которые касаются в основном системы отчётов. Команда Рейтинга делает всё, чтобы финалисты могли использовать данные во благо развития HR-функции и бизнеса.

✳️ В этом году появился новый отчёт с результатами голосования соискателей. В нём можно найти портрет целевой аудитории, которой интересна компания как потенциальное место работы. Это шанс познакомиться с теми, кто выбирает вас в качестве работодателя и сравнить ожидания с реальностью. Бывают интересные открытия.

✳️ У участников есть возможность выгрузки HR-анкеты прошлого года в формате Word. Для этого нужно зарегистрироваться в личном кабинете Рейтинга и зайти в раздел «Анкетирование HR-специалистов». Плюс в том, что теперь компании удобно сравнивать показатели по годам.

Кроме того, финалисты Рейтинга прошлых лет могут заметить и изменения в личном кабинете: пользователям доступна вся история участия, можно сравнивать показатели от года к году, работать с системой отчётов.

Ещё одна переменная, которая всегда есть в Рейтинге работодателей, — это лидерство. Учитывая динамику изменений за последние несколько лет на рынке труда и в мире, активную позицию компаний и новые вызовы, самая нешуточная борьба разворачивается за первые места. Однако это история не про победу здесь и сейчас, а про работу на перспективу. И любая компания, которая попадает в Рейтинг, — уже победитель и для сотрудников, и для будущих кандидатов.

Путь к сердцу кандидатов лежит через Рейтинг работодателей hh.ru: открыли регистрациюМы стремимся сделать Рейтинг общим единым стандартом с понятными результатами, которые можно улучшать и сравнивать от года к году. Это хороший рабочий инструмент для любой HR-команды. Компании принимают решение участвовать, несмотря на риск оказаться даже не в первой десятке. Но по опыту скажу: быть в Рейтинге не на первых строчках гораздо лучше, чем не быть в Рейтинге вовсе.
Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru, идеолог и методолог Рейтинга работодателей России

Каждый третий финалист считает, что Рейтинг — это HR-стандарт рынка, без него уже никуда. Самое время соответствовать стандартам или превосходить их!

К другим статьям