Статьи

Как компании работать с самозанятыми и получать от этого только пользу

1 января 2019 г. вступил в силу закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (НПД)» в четырёх регионах России, а два года назад налоговый режим для самозанятых стал действовать по всей стране. Сотрудничество с ними стало нормой, но, так как режим НПД ещё молодой, а сформированной практики пока недостаточно, предприниматели всё ещё сталкиваются с трудностями и опасениями. Платформа по автоматизации работы с внештатным персоналом «YouDo Бизнес» помогает предпринимателям правильно и в рамках закона выстраивать отношения с самозанятыми исполнителями. Рассказываем обо всех тонкостях.

⏱ Время прочтения — 4 минуты

Самозанятость демонстрирует стабильный рост

Результаты совместного исследования hh.ru и «YouDo Бизнес» показали, что каждая вторая компания в нашей стране (52%) сегодня сотрудничает с самозанятыми на постоянной основе, а каждая четвёртая планирует начать пользоваться услугами таких исполнителей в ближайшее время. При этом сами плательщики НПД отмечают, что доля клиентов, отказывающихся от сотрудничества по причине применения ими данного налогового режима, за год уменьшилась с 50% до 12%.

Темпы распространения самозанятости опережают прогнозы. В июне 2022 года количество плательщиков НПД практически достигло 5 миллионов, в то время как в Министерстве труда и социального развития РФ полагали, что эта планка будет взята только в 2024 году.

По мнению сооснователя онлайн-сервиса услуг YouDo Дениса Кутергина, одним из драйверов роста самозанятости является российский бизнес:

Как компании работать с самозанятыми и получать от этого только пользуКомпании всё чаще обращаются за услугами фрилансеров, причём не только синих воротничков вроде курьеров или мерчандайзеров, но и специалистов из сфер ИТ, маркетинга и консалтинга. Во многих отраслях спрос нестабилен: нанимать людей в штат довольно рискованно, поэтому всё больше компаний переходят на формат проектной работы, чтобы сохранять гибкость. В этих условиях идеальным налоговым режимом является самозанятость.
Денис Кутергин, сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo

Исполнителей статус самозанятого привлекает прежде всего возможностью вести свою деятельность в правовом поле. Бизнес также видит много преимуществ в сотрудничестве с самозанятыми, но многих предпринимателей останавливают барьеры. Давайте разбираться.

Почему наём самозанятых выгоден бизнесу

По данным опроса hh.ru, российский бизнес считает главными преимуществами сотрудничества с самозанятыми простоту и скорость оформления документов (51%), прозрачность и легальность выплат (41%), оптимизацию издержек (38%), возможность лёгкого найма массового персонала (38%), скорость выхода исполнителя на смену (34%), возможность закрывать кадровые пробелы в пиковое время спроса (30%), а также снижение налогового бремени. Другим важным преимуществом является возможность сотрудничать с высококвалифицированными специалистами. Держать таких профессионалов в штате — дорого и не всегда целесообразно. Да и если какие-то услуги требуются компании лишь время от времени, гораздо удобнее и выгоднее заказывать их у самозанятых.

Подводные камни

Но, несмотря на все плюсы, совместное исследование hh.ru и «YouDo Бизнес» показало, что некоторые компании ещё не готовы сотрудничать с самозанятыми. В качестве главной причины представители трети из них (28%) назвали риск переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые, которая влечёт за собой существенные доначисления налогов и взносов. Столько же компаний сетуют на сложный документооборот. А в каждой пятой (19%) от сотрудничества с самозанятыми отказываются из-за нехватки внутренних ресурсов.

Было бы нечестным отрицать эти проблемы. Налоговые органы действительно тщательно следят за тем, чтобы заключением договоров с самозанятыми не подменялись трудовые отношения. А сотрудничество с плательщиками НПД на самом деле несколько увеличит нагрузку на штатных специалистов, особенно на бухгалтеров. Так, следует проверять налоговый статус самозанятого перед каждым перечислением ему оплаты, вовремя получать от него чеки и проверять их, а также напоминать ему о необходимости уплаты налога.

Хорошая новость заключается в том, что сегодня у любой компании есть возможность делегировать все формальные вопросы сотрудничества с самозанятыми специализированным платформам, а также получать на них профессиональные консультации.

Сделай не сам

Год назад hh.ru и YouDo представили сервис для работы компаний с самозанятыми «YouDo Бизнес», позволяющий автоматизировать сотрудничество с плательщиками НПД.

Компании, развивающие платформу, обладают высоким уровнем экспертности в вопросах взаимодействия бизнеса и самозанятых исполнителей. Эксперты YouDo участвовали в разработке нового налогового режима и соответствующего закона, обсуждении проблемы регулирования платформенной занятости.

Через «YouDo Бизнес» можно автоматически проверять налоговый статус исполнителей, вести с ними электронный документооборот, а также оплачивать их услуги. Всё, что нужно делать компании, — вносить платёжные реквизиты исполнителей в личном кабинете, а потом выбирать тех, чьи услуги нужно оплатить. Кроме того, специалисты платформы консультируют предпринимателей по вопросам сотрудничества с самозанятыми.

Важный момент: наём самозанятых — это эффективный и легальный способ снижения налоговой нагрузки, но использовать его можно не всегда. Есть много нюансов, которые нужно учитывать. Узнать обо всём из первых уст можно на вебинаре, который «YouDo Бизнес» проведёт 30 июня. На нём представитель Федеральной налоговой службы подробно расскажет о том, как правильно выстраивать работу с самозанятыми. Зарегистрироваться и задать свой вопрос представителю ФНС можно здесь. Начало — в 10:00.

К другим статьям
Вакансии дня